Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2002 год >> Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/10


Образование: символы, мифы, имена Образование: символы, мифы, имена

Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ: или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, кто стал неоспоримым авторитетом по данному вопросу.

А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.


Борис Викторович КУПРИЯНОВ

г. Кострома, начальник управления научно-исследовательской деятельности Костромского государственного университета, доцент. В прошлом - вожатый Всероссийского лагеря "Орленок"

Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций

Эта статья появилась в результате размышлений после прочтения замечательной книги М.М.Громыко "Мир русской деревни". Подробное описание жизненного уклада русских крестьян, их праздников и развлечений натолкнули меня на мысль посмотреть на формы воспитательной работы с детьми как на модели жизнедеятельности крестьянских сообществ.

Хотелось бы выделить три основных типа кратковременных (от 1 до 2 часов) массовых (не менее 15 участников) форм воспитательной работы с детским объединением: "представление", "созидание-гуляние" и "путешествие". Эта классификация определяет в качестве источников форм коллективной деятельности детей основные коллективные занятия сельской общины: совместный труд в помощь соседям, совместное развлечение, молитву, сход, путешествие.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Примерами представлений являются: представления-ритуалы (линейка), представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр кино-, видео-, телефильма, конкурсная программа-представление, торжественное собрание); представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

Их объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т. п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Среди основных методов данных форм - "демонстрация", "ритуал" и "диалог" (беседа). Размышления о природе возникновения подобного типа форм, приводят к мысли, что источником данного типа форм воспитательной работы могли выступать "народное вече" - сельский сход и ритуал молитвы.

В книге М.М.Громыко "Мир русской деревни" называется несколько имеющих еще дохристианское происхождение ритуалов молитв, являвшихся важной формой организации жизнедеятельности крестьянского мира: "празднование на зеленях" - молебен, который служили при появлении первых всходов, "массовые богослужения перед посевом, при первом выгоне скота, во время летней засухи, градобития, пожаров, падежа скота". Одной из важнейших форм жизнедеятельности крестьянской общины, по мнению автора, была мирская сходка.

"На мирских сходках крестьяне обсуждали важнейшие вопросы своей жизни: распределение и перераспределение наделов между собой, организацию общественных работ (рытье каналов для осушения полей и лугов, строительство мостов, дорог, огораживание полей), сроки и приемы некоторых хозяйственных работ и совместных дел (сенокос, выпас, рыбная ловля и другое), на них разбирали конфликты, в том числе и внутрисемейные, принимали решения о строительстве школ и библиотек, церквей".

Дадим краткую характеристику некоторым формам, возникшим, по нашему убеждению, из деревенского схода, молитвы и сборища-встречи.

1. Линейка (торжественная церемония) - ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции участников: ведущий линейки (находится в центре внимания); выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания); зрители; исполнители ритуальных действий.

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения к какому-либо событию и получение какой-либо информации. Важным представляется замечание, которое приводит один из ученых-педагогов С. П. Афанасьев о том, что происхождение линейки связано с построением войск: "В древних армиях перед сражением и после них было принято выстраивать войска и обращаться к ним с призывным или благодарственным словом, так и в древней школе (где обучались практически только мальчики - будущие воины) учеников время от времени выводили на общее построение для поздравлений, для молитв и экзекуций". С. П. Афанасьев подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и более десятка новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов, ритуал "изгнания двоек", ритуал "втирания бальзама усердия" и другие).

2. Спектакль - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т. е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме.

3. Концерт - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, исполнение музыкальных произведений, декламация, театральная миниатюра и др.).

Несмотря на широкую известность концерта как формы воспитательной работы, позволим себе обратить внимание на такую деталь, как ритм совместного действия. Если в спектакле он основывается на алгоритме, заложенным автором пьесы, то сложность концерта как раз и состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал.

4. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Разновидности: конкурсная программа на сцене или спортивные игры на площадке. Эта форма является достаточно популярной. Вспомнить хотя бы КВН, рыцарский турнир (демонстративное соревнование в искусстве владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков, проходящее в антураже средневекового турнира благородных рыцарей), познавательно-интеллектуальную игру, спортивные командные игры.

5. Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения.

Общеизвестно, что эффективность дискуссии зависит от соблюдения участниками определенных правил. Вот что пишет о правилах поведения на деревенской сходке М.М.Громыко:

"Словесные оскорбления, произнесенные на сходке, считались позорящими. Оскорбленный должен был непременно искать удовлетворения, иначе все будут над ним смеяться. Он требовал доказательств. Если оскорбитель представлял удовлетворяющие сход доказательства, оскорбленный не имел права мстить. При попытке наброситься на оскорбителя его останавливали. Если же доказательства признавались темными, т. е. не убеждали сходку, то оскорбленный имел право бить клеветника на людях - никто за него не заступался. Драки на сходках были запрещены обычаем. Крестьянское общественное мнение считало уместным драку на базаре или в кабаке".

СОЗИДАНИЕ-ГУЛЯНИЕ

Второй тип форм воспитательной работы с детским коллективом - "созидание-гуляние". Такое двойное название связано с этнокультурным аналогом форм коллективной (соборной) жизнедеятельности русской общины - совместный труд в помощь соседям: "помочи" и совместное гуляние после "сделанного дела". Обычай помочей - приглашение знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевает справиться самостоятельно. Помочи могли быть проявлением благотворительности общины по отношению к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (пожар, смерть кормильца, уход работника в рекруты и т. д.), а могли быть элементом взаимопомощи и совместного труда. К последним относятся "дожинки" - совместное завершение жатвы, "навозница" - совместный вывоз навоза, "вздымки" - строительство избы "всем миром", "капустки" - совместная с соседями и знакомыми заготовка квашеной капусты.

"Благодаря взаимопомощи многие трудные дела превращались в праздник, - пишет М.М.Громыко. - Мужчины и женщины, в особенности девушки, на сенокос убирали себя в самое хорошее одеяние как на самый торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. Причину этого различия современник видел в том, что на сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно".

Можно назвать разновидности "помочей-гуляния": молодежные посиделки (с работой или без), братчина - "совместная трапеза полноправных членов однодеревенской общины", хоровод ("Березка", "Колосок", "Русалки" и т.п.).

Вышеназванные явления в результате исторической трансформации дали следующие формы воспитательной работы: развлечение-демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа); совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки, газеты); развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения). Характерной чертой этого типа форм является то, что они разворачиваются на одной площадке, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы, одного центра внимания нет. Центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.

6. Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

Ярмарке-гулянию присуще свободное движение участников по всему пространству, где расположены аттракционы - специфические конкурсы, не требующие особых умений и длительного времени на выполнение задания. За участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Интересен механизм вовлечения участников в аттракционы, когда, например, участники "покупают" на жетоны карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз становится победителем и получает специальный приз.

Ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов. Финал ярмарки может проходить в виде аукциона - распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.

7. Представление в кругу - ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т. п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

Представление в кругу, видимо, происходит из хоровода. Вот выдержка из книги М.М.Громыко:

"В самый день праздника молодежь... шла в лес "завивать венки"; на лесной поляне собирались парни и девушки из нескольких соседних деревень: водили хороводы, играли в игры ("горелки", "столбики")...празднование на лесной поляне включало элементы: костер, приготовление определенного набора блюд, завивание венков. Большое оживление в Троицкий хоровод вносил обычай исполнения роли березки одною из девушек. Сначала готовили настоящее деревце: срубали березку с двумя вершинами, свивали их венком и на образовавшуюся "голову" надевали кокошник или платок. Две ветки отводили в качестве рук и надевали кофту, юбку, фартук. Наряд завершался лентами, бусами и полевыми цветами. Под юбку наряженной березки подбегала девочка 10-12 лет "пошустрее", с репутацией хорошей плясуньи".

8. Вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности данной формы: "вечеринка", "посиделки", "салон", "клуб", "прием", "ассамблея". Данная форма предполагает такие атрибуты кафе как столики, приглушенное освещение, угощение и т. д. Очевидно, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки. Вот что пишет М. М. Громыко:

"Возрастной состав посиделок различался в зависимости от местной традиции. Нижняя его граница определялась наличием или отсутствием самостоятельных посиделок подростков. В самой общей форме можно сказать, что он совпадал с составом хоровода: определенный возрастной рубеж, признаваемый в этом районе, как достаточный для приобретения качеств жениха или невесты, открывал для юного крестьянина и двери посиделок...".

9. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы - это специально организованное соревнование участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Весьма интересной в плане происхождения ситуационно-ролевой игры как формы детского времяпрепровождения представляется следующая выдержка из книги М.М.Громыко:

"Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В.И.Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере и элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катание с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения... Одна партия занимала крепость. Другая - шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить отступить обратно... Потом победители шли торжественно по селению..."

Классический вариант проведения данной игры предполагает ознакомление участников с правилами, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры. С помощью ситуационно-ролевой игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению участников, стимулировать интерес к познавательной деятельности в сфере истории, литературы, культурологии и т. д.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Третьей выступает такая разновидность, как "путешествие". К этому типу относятся такие известные формы, как путешествие-демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие); путешествие-развлечение (поход, прогулка); путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция). Источником возникновения такой разновидности форм являются путешествия как таковые: выход на охоту, поездка на ярмарку, путешествие на богомолье, на заработки, переселение на новые земли и так далее. Вот как рассказывает об этом М.М.Громыко:

"Путями-дорогами крестьян, уходивших на время из родной деревни для заработков на стороне, пересечена была Россия во всех направлениях... Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и приносили с чужих земель не только деньги или купленные вещи, но и множество впечатлений, новых знаний и наблюдений, новых подходов к жизни... В деревне Долголаптеве Орловского уезда в первой половине 70-х годов 19 века хлеб в поле побивало градом в течение трех лет подряд. Мир принял решение отправить от себя странников по одному человеку от каждого двора".

Следует отметить, что имитация путешествия давно и прочно вошла в народную культуру. Многие деревенские праздники, по свидетельству М. М. Громыко, сопровождались шествиями. Это "колядки", хороводное передвижение на Троицын день, хождение из дома в дом перед Рождеством и другими праздниками. Вообще, ритуальное шествие является одной из древнейших форм отправления религиозных культов.

Остановимся более подробно на одной из форм воспитательной работы, рожденной из путешествия и его имитации.

10. Игра-путешествие имеет и другие названия "маршрутная игра", "игра на преодоление этапов", "игра по станциям", "игра-эстафета". Это одна из самых богатых по потенциалу форм, она может использоваться:

  • для информирования воспитанников;
  • служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных), решать изобретательские задачи и др.;
  • предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами-участницами;
  • способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через "проживание" воспитывающих ситуаций;
  • организации коллективного планирования деятельности коллектива;
  • игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива.

Главное, что отличает игру-путешествие, это процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Существует несколько модификаций игры-эстафеты. Первая - маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая - в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья - порядок движения известен только проводнику.

Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика). Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий.

Общий сбор участников игры-путешествия проводится дважды. На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.



Завершая культурно-исторический обзор форм воспитательной работы, мне хотелось бы подчеркнуть, что, на мой взгляд, их происхождение обусловлено веками складывавшимися устойчивыми формами жизнедеятельности крестьянского сообщества. Изучение жизненного уклада крестьянства - это приобщение к сокровищнице народной мудрости, из которой внимательный воспитатель может немало для себя почерпнуть.




Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования